23.11.2011
Пошло в расход
Почти любой разговор об автомобилях сводится к их техническому обслуживанию. Эта стандартная процедура заключается чаще всего в замене расходных материалов транспортного средства. Утратившие свой ресурс «расходники» и автомобильные масла подлежат утилизации. Данное требование вызвано экологическими причинами. Ведь масло, захороненное в грунте, а тем более вылитое в водоём, оказывает разрушительное влияние на окружающую среду.
По статистике компаний, производящих автомобильное масло, правильная утилизация в нашей стране затрагивает только 15–20 процентов от всего объёма отработанных «расходников». Вполне понятно, что значительная часть всего прочего объёма оказывается в почве и воде, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку. Другая часть накапливается в автосервисах, не только загрязняя окружающую среду, но и угрожая здоровью людей. «Утилизация отработанного масла необходима, потому что оно относится к ценным продуктам, годным для вторичной переработки. «Отработка» может использоваться в качестве сырья при изготовлении отдельных сортов масла, железобетонных изделий и конструкций или применяться в качестве печного топлива. Такую жидкость можно употребить после предварительной очистки и для смазывания различных не слишком ответственных узлов и агрегатов. Также жидкости применяют и для консервирования изделий из металла, подверженного коррозии. При проведении гидроизоляционных работ и ремонте дорожного полотна нередко пользуются смесью битума с отработанным маслом»,–отмечает инженер-технолог предприятия по переработке автомобильного масла и смазок Иван Шальнов.
Утилизацию отработавших масел двигателей внутреннего сгорания принято считать особенно трудоёмкой и сложной. Комплексный подход по утилизации технических жидкостей был разработан 6 лет назад. Подобный метод учитывает то, что потерявшие свой ресурс автомобильные масла подразделяются на две категории:
• Так называемые светлые масла— жидкости промышленного происхождения, в незначительной степени потерявшие свои свойства. Эти «отработки» могут быть легко восстановлены при помощи простого процесса очистки (фильтрация или центрифугирование).
• Тёмные масла—в основном жидкости, использовавшиеся для смазки автомобильной техники. Эти жидкости подвергались воздействию жёстких тепловых и механических условий, под воздействием которых вобрали в себя большое количество металла и продуктов сгорания, а также подверглись окислению. Кроме того, тёмные масла сжигаются либо на цементных заводах, либо в специализированных центрах (в качестве топлива).
Сегодня переработка «расходников» основывается на химических, физических и физико-химических процессах. В большинстве случаев её целью становится избавление масел от продуктов старения и загрязняющих примесей.
Первоначально удаляются твердотельные загрязнители и вода. Для этого масло отстаивается, фильтруется механическим способом или подвергается центробежной очистке. Затем «отработка» чистится путем выпаривания, вакуумной перегонки или адсорбмости от плотности веществ.
При необходимости могут быть применены химические методы. Они обеспечивают высокое качество регенерации масел, но требуют использования сложного дорогого оборудования, что существенно увеличивает стоимость утилизации. При этом регенерация позволяет на выходе получать масла с потребительскими свойствами, идентичными исходному сорту масла в объёме от 80 до 90 процентов от изначального объёма отработки. Важно отметить, что оба вышеуказанных типа отработанных масел не могут смешиваться с отработанными растворимыми маслами и другими смазочно-охлаждающими жидкостями на водной основе или растительными маслами для жарения или водно-углеводородными смесями, для которых применяются абсолютно иные методы сбора и утилизации. Отработанные нефтепродукты должны собираться отдельно от других видов отходов.
Несмотря на явные успехи и совершенствование современных способов регенерации отработанного масла, существенным препятствием остаётся высокая стоимость процесса, сопоставимая, например, с переработкой автомобильных кузовов. Немалую долю расходов занимают сбор, хранение и транспортировка отработанных масел к месту переработки. Важно помнить, что процесс сбора выработавшего свой ресурс масла должен осуществляться с учётом строгих требований и правил безопасности. При сборе отработанных нефтепродуктов должно быть исключено попадание в них пластических смазок, коррозионно-агрессивных и токсичных веществ, органических растворителей, жиров, лаков, красок, химических веществ и загрязнений, а также необходимо исключить смешение их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.
Для сбора отработанного моторного масла в местах обслуживания транспорта, а также в других местах использования нефтепродуктов, организуются специализированные посты, укомплектованные резервуарами (ёмкостями) для сбора отработанных нефтепродуктов, а также сливо-наливным оборудованием и инвентарём. Ёмкости и оборудование стоит защищать от загрязнения механическими примесями и иметь маркировку с наименованием отхода. Места сбора и временного хранения должны быть ограждены, защищены от атмосферных осадков, оборудованы устройствами и приспособлениями, исключающими попадание в окружающую среду отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и транспортировке.
Территория мест сбора и хранения должна содержаться в чистоте, не иметь нефтяных загрязнений. Оборудование может использоваться только в исправном состоянии, чтобы исключить проливы нефтепродуктов при выполнении технологических операций. Отработанные масла необходимо обязательно хранить в герметичном контейнере—многие используют молочные бидоны с закрывающейся крышкой. Ни в коем случае «отработку» нельзя смешивать с другими веществами, такими как антифриз или трансмиссионная жидкость.
Утилизация отработанного масла представляет, кроме того, большую опасность для окружающей среды. Это направление требует особого внимания, поскольку в случае халатного обращения загрязняются почвы и водоёмы, происходит нарушение природных экосистем. Например, слитые в любой водный источник масла снизят в нём количество кислорода. Помимо этого, сжигание смазочных отходов без соблюдения необходимых для этого условий приведёт к выбросам и образованию продуктов сгорания, которые являются вредными для окружающей среды.
Обойти стороной процесс утилизации нельзя. Область применения синтетических масел, которые пришли на замену минеральным и успешно заменили их, так широка, что, несмотря на дороговизну и технологическую сложность утилизации этих отработанных органических соединений, выполнение этого процесса является не просто рекомендацией, а прямой необходимостью. Без соответствующей обработки и утилизации синтетические масла представляют опасность для окружающей среды и человека.
Артур Каплан